Игорь Егоров
Родился в Омске в 1951 году. Окончил Омский политехни-ческий институт, Международную академию менеджмента. Произведения Игоря Егорова включены в антологию омских писателей «Сегодня и вчера», в хрестоматию для начальной школы по литературному краеведению «Зарничка» (Омск, 2006). Автор пятнадцати книг стихов и прозы. Дипломант областного литературного конкурса «Лучший рассказ XXI ве-ка». Занимается переводами с английского языка. Член Союза российских писателей. В настоящее время – редактор журнала «Виктория».
Записки Евгения Забродина
(Фрагмент романа "Мост искушений")
За две недели до того, как появилось начало этих записок, я увидел у одного своего знакомого, следователя Эдика, книжку Ницше с интересным названием "По ту сторону добра и зла". Книжка была дореволюционная и явно запрещённая. И меня сразу же удивила сама форма произведения. Выпросив на не-сколько дней у Эдика Ницше, я примчался домой и, закрывшись в комнате от родителей, открыл необычную книжку. И опять форма изложения мыслей сильно поразила меня! Цепь фраг-ментов и афоризмов. Это было очень близко мне самому. Раньше я читал, что Ницше – реакционный философ и придумал какую-то дурацкую и крайне опасную теорию сверхчеловека. Но почти ничего сверхчеловеческого в этой книге я не обнаружил.
Кто ради своей доброй славы хоть раз уже не принёс себя в жертву?" – Ничего "сверх", очень точно и верно!
"У кого есть характер, у того пережито нечто такое типичное, что постоянно повторяется". – И тоже всё правильно!
"Поэты бесстыдно относятся к своему прошлому: они экс-плуатируют его". – Как сказано!
Были в книжке и довольно иронические мысли. Например:
"Мысль о самоубийстве является источником сильного уте-шения: она помогает провести несколько скверных ночей".
Сильно зацепила меня глава "Свободный дух".
"Всякий выдающийся человек инстинктивно стремится замк-нуться в себе, уйти в свои тайники, где он, как исключение из общего правила, должен забыть, что представляет из себя обычный, средний человек…"
И тут же:
"Кому в своих отношениях с людьми не приходилось пройти через все цвета несчастья, не приходилось бывать зелёным и серым от отвращения, пресыщения, сострадания, помрачения, одиночества – тот, конечно, не будет человеком высшего вкуса; но допустим, что он неохотно несёт эту отвратительную тяжесть, что он постоянно уклоняется от неё и, замкнувшись в себе, остаётся молчаливым и гордым, тогда с уверенностью можно сказать лишь одно: он не создан для познания, он для него не предназначен…"
Но больше всего меня поразило изречение:
"То, что делается из-за любви, – то всегда совершается по ту сторону добра и зла".
В нём, этом изречении, было то, что вдруг неожиданно открылось с совсем иной стороны – "по ту сторону добра и зла"! И всё-таки я задумался: а есть ли, вообще, такое "по ту сторону добра и зла"? Да и потом, любовь ведь тоже разная бывает. Но книга захватила меня с головой и не просто захватила – я с увлечением принялся записывать в такой же форме, как у Ницше, свои мысли и наблюдения:
1
Больше всего мы боимся походить сами на себя.
2
Для миража нужна пустыня…
3
Каждый день серой, бездарной жизни постепенно убивает душу.
4
Не бойтесь бунта против нормативности!
5
А почему, собственно, в наше время не может быть Онеги-ных и Печориных?
6
Постоянно оправдываюсь перед самим собой – это признак детства.
7
В судьбе каждого значительного поэта или писателя есть очень много сходного с судьбой лишнего человека.
8
Жизнь каждый день готовит человеку оскорбления.
9
Любовь к человеку, к жизни, к искусству – вот что часто помогает человеку тонкой души не погибнуть окончательно в на-шем мире…
10
Ребёнок – вот неутомимый экспериментатор! Даже если он что-то разбил, пусть познаёт мир!
11
Она – замкнутый мир, замкнутая сфера, и дать ей хоть немного раскрыться – равносильно вспышке сверхновой звезды!
12
Он говорит: "Как вы относитесь к этой книге?" – и это условность, которую нельзя преодолеть.
На самом деле ему хочется закричать: "Подождите, не уходите, пожалуйста! Если вы уйдёте, я умру!"
(Вот готовая новелла!)
13
Нетактичность может быть явным признаком искренней любви…
14
Женщине почти никогда нельзя отказать в проницательности.
15
Интересно, что есть такие редуцированные организмы – так называемые коловратки, которые спариваются и размножаются на редкость причудливым образом. Человек же, венец творения, если исключить из поля зрения его психологию, наделён таким примитивным механизмом любви, что невольно задумаешься над этим…
16
У любви нет пробелов, она – единая симфония чувств, порой и трагическая.
17
Настроение – это и есть подлинный мир женщины и поэта!..
18
Галстук на кресле, как портрет Леонардо да Винчи у Эрнста…
19
Чем меньше у писателя таланта, тем он больше тяготеет к сюжету, ибо придумывание последнего уводит от подлинной глубины содержания.
20
Женщину всегда пугает откровенность, но когда этот испуг проходит, она сама становится откровенна до крайности.
21
Вот женская откровенность: "Вы вспоминаете прошлое, в мыслях о нём, и хотели бы начать жизнь сначала. Вы не думаете о будущем, живёте настоящим днём… Вы не изменитесь, вы останетесь такими навсегда. И даже если произойдёт в вас пе-релом, вы потом только будете жалеть об этом…"
22
А вот довесок женской откровенности: "Вы очень банальны, но стараетесь выглядеть сложными, непохожими на других. Многие таковы, что поделаешь, даже в этом проявляется "его", эгоизм человека. А, в общем-то, если разобраться, все одинако-вы!
Либо вы так и останетесь непонятыми, либо вы найдёте себе отдушину.
Других вариантов с вашим характером у вас нет.
Вы не лидер, и никогда им не станете, а тихо будете сидеть в уголке и плакаться в собственную жилетку. Скажу откровеннее: вы нагоняете тоску, просто тоску, в вас нет индивидуальности!"
(Так изощрённо жестоки могут быть только женщины! Но причём здесь лидерство?! Я к нему никогда не стремился
23
Извините за то, что заставил вас меня обидеть. (Ты это хо-тел сказать? Правда что, христианин до мозга костей!
24
Ну что, обжёгся? Будет тебе урок! Не вызывай женщину на откровенность, если сам плохо играешь свою роль.
25
Даже и не пытайтесь понять женщину!..
26
А вот ещё один "штришок" женской откровенности: "Если к 25 годам вы пишете о чём-то отвлечённом от жизни, то можно сказать: вы – несостоявшийся поэт". В этом явная ограниченность психологии женщины – всё и вся связывать с какими-то цифрами, возрастом, гороскопами! А почему 25, а не 22 и не 27? Не верю я в эти пророчества! А Уитмен?! В конце жизни он стал гением!
27
Как?! Неужели этот великий талант и этот жалкий человек – одно и то же лицо?! До чего можно довести человека
28
Даже гении знали годы ученичества. А подражание – это вовсе не безликость, а часто становление таланта!..
29
"Пока мы молоды – мы бессмертны!" – сказал Платон, а Платон был не дурак.
30
В природе нет такого понятие "бессмертие", оно пришло в мир с человеком…
31
Всякая жизнь – трагична, ибо она смертна, и, значит, достойна сочувствия и уважения…
32
Смерть ведь нередко и гуманна – неизвестностью своего прихода или избавлением от мук и страданий…
33
Иногда признаки тонкого восприятия мира принимают за слабодушие или чудачества!
34
Поэт даже из скуки извлекает для себя пользу…
35
Бежать от жизни – это значит бежать от самого себя. Только жизнь заставляет нас смотреть на себя серьёзно.
36
Ум с годами можно нажить, а вот сердце…
37
Какая великая жажда добра и какая подверженность безрассудствам (жизнь не разумом, а сердцем). Вот основное в харак-терах Пьера и Наташи Ростовой. И как психологически верно Толстой соединяет их судьбы!
38
Он любил в ней всё, даже её беспомощность.
39
Для счастья мы часто слишком альтруисты…
40
С каких пор доброта и человечность стали называться бесхарактерностью?!
41
Ненастоящее гнетёт всего сильней!..
42
Могут ли в одном человеке совместиться несовместимые характеры?
43
В каждом окне комнаты разное настроение как результат различной освещённости. Таков и человек, многое в нём зависит от внешней освещённости, т. е. от окружения…
44
С помощью психоанализа человека можно довести до умопомрачения…
45
На грани жизни и смерти мысль идёт причудливыми путями.
46
Смерть – вот сестра рождения! Человек не должен бояться её. Допустим, у вас в боку нож, боль нестерпимая, а где-то в подсознании распускаются огненные остролистые цветы – набухают их бутоны, лопаются, и вдруг всё погасло!.. И крик: "А-а!.." Вы рождаетесь в мире четырёх или пяти измерений! А ведь это замечательно! Сейчас, как это ни смешно, мы живём в мире лишь на одну ступень выше двухмерного пространства! А если бы мы жили в четырёхмерном? А?! (Как ни странно и страшно думать, а ведь у смерти есть своя глубинная эстетика…)
47
Вы, наверное, презираете пьяных, опустившихся людей, а их надо любить, это несчастные.
Вот он стоит грязный, обгаженный, со многими болезнями и пороками на лице. А ведь он такой же человек, как и вы! У него тоже было детство, были первые сказки, восторг от дождя!.. Это ли не горько?!.
48
Сколько неудовлетворённости и пустоты таит наше внешнее благополучие!..
49
Раненое сердце не стонет, оно способно воспринимать боль другого человека сильнее, чем свою!
50
Страшная вещь – бездуховность и невежество. Они как раз и порождают равнодушие ко многому!
51
Поэт, не торгуй стихами! Ведь это же всё равно, что торговать душой!
52
Просто удивительно: такая вычурность… и такая искренность! Какая жажда признания и при этом полное равнодушие к известности!
53
Чем больше он сознавал себя поэтом, тем становился всё более скрытным…
54
Почти обо всех талантах он отзывался свысока: этот – слепец, а этот – "шиз". Сам же он был никто: ни слепец, ни "шиз", никто!..
55
Сегодня вы испытываете настоящее удовольствие от беседы с новым знакомым, но не обольщайтесь, что завтра вас ждёт с ним то же самое.
56
Он – это тень, хотя и имеющая свою значимость в этом мре.
57
Черчилль без сигары в нашем представлении – это всё рав-но, что вы или я без ушей и без носа! Вот суть индивидуально-сти, оригинальности личности!
58
Золото не требует позолоты…
59
Ошельмовать можно всё!..
60
Далеко мы ушли от кондовой Руси, но куда? Что-то очень важное потерял русский человек. А потерял он свою душу! Да и не только по ней плачет, тех же лаптей жалко, теперь их и днём с огнём не найдёшь!
61
Над Россией ещё долго будет витать дух телогрейки…
62
Будущее человечества – это всё-таки непознанная закономерность – случайность…
63
Иссякнем мы, и мир погрузится в хаос.
64
Переменная диалектика должна постепенно стремиться к постоянной диалектике.
65
Общество будущего – это именно то общество, в котором будут заключены лучшие черты человечества…
66
Дураку сказать, что он дурак – это не такая уж большая заслуга, а вот сделать дурака лучше…
67
Он явно потешался надо мной, цинично рассказывая о том, как защищал диссертацию, положив руку на красную рыбу, как на библию…
68
"Мне сдаётся, что помимо всей искренности чувств сегодняшних в вас живёт более глубокое и неразрешимое чувство. Оно-то и держит вашу душу в таком напряжении и не даёт ей покоя…" (Вот проницательность женская!)
69
Я показал ему два варианта одного и того же стихотворения.
– Слушай, старик, всё это не то, – прикусил он губу. – Жизни нет. И, вообще, то, что ты пишешь здесь – это оправдание для лентяев. Ну что это такое?
"Сорви с лица безликий грим,
Увидишь – ты неповторим!"
– Да я же… Просто это…
– Вот и плохо, что "просто"! А где же дерзость, чёрт побери?! Ну почему ты не чуешь невидимого противника?! Его надо чуять – тогда и стихи будут что надо!.. Ты думаешь, старик, литература – это райские кущи? Ни фига! Конечно, именами всё забито. Но это же только видимость, приглашение к путешествию. А путешествие-то на утлом судёнышке без всякого попутного ветра. Вот так-то!
70
Спасение от обыденщины – глубинная духовная жизнь, а значит в ней и спасение от бездействия…
71
Когда я вижу
Упивающихся своим успехом,
Будто кто-то похлопывает меня по плечу:
"Надо быть себе на уме,
Тогда тебе и – удача!"
А что значит "себе на уме"?
Знаю, многие, кому улыбнулся
Успех,
Живут двойной жизнью…
72
Общество наказывает преступников. Но кто их воспитатель? Это ли не чистейшей воды лицемерие?
73
Плебейство выгодно государству, но плебейство и губит его.
74
Вчера я показал Эдику свои записки. Он сказал: "Спрячь и никому не показывай, если не хочешь попасть в диссиденты!.. "Меня это страшно задело. Выходит, что чуть ты по-другому взглянул на что-то, ты уже и диссидент?! Чушь какая-то…
75
Глубокий человек переживает всё так сильно, что если уж разлом в его душе, то он виден и внешне…
76
Мы изолгались вконец, даже сами себе лжём на каждом шагу!..
77
Униженные, растоптанные, сломленные – вот настоящие люди, а мы гордые, удачливые, заносчивые, чистенькие – фальшивые!..
78
Самое странное: я начал писать роман с конца. Хотя, что тут странного может быть? Точно также "Войну и мир" писал Тол-стой (начиналось всё незаконченным романом "Декабристы".)
79
Из жизненных неудач писателя может получиться великий роман в литературе – вот парадокс творческой личности!
80
Жизнь гораздо стремительнее, чем мы думаем о ней…
81
Для истинно великого ничего не бывает малым…
талантом!..
83
Немногие ради будущего могут пренебрегать настоящим…
84
За внешней сдержанностью может скрываться целый океан страстей…
85
Именно творения подлинного художника истолковывают жизнь эпохи…
86
Время – неистовый жонглёр судьбами людей…
87
Как мы часто растрачиваем жизнь по пустякам, связывая себя никчёмными обязательствами!..
88
Истинная женщина чувственная и злая, даже подлая, способная на любое предательство, настоящая стерва – это твоя фраза? Нет, героя моего романа.
89
Немало хорошего происходит в жизни через дурное…
90
Какой великий дар – жизнь! И как умудряются некоторые потратить её на всякие гнусности и пустяки!..
91
Об адвокате: "Его интересуют деньги и ухищрения – не заниматься этим делом". (Фраза из романа.)
92
Меха крупным планом – фон для долгих поцелуев. (Американская реклама.)
93
Даже в неискренности она неискренна… До чего иные женщины – актрисы!
94
Я знаю, что она добра, и потому капризничаю, и знаю, что она меня простит.
95
У каждого человека есть своя скрытная жизнь, о которой он даже сам порой не догадывается… (Может быть началом рас-сказа.)
96
В её красоте проступали уже черты будущей некрасивости…
97
Он скромен, не притязателен, мягок и не обращает внимания на ваши панибратство и фамильярность. Но поймите, это он до вас снисходит, а не вы до него!
98
Он страшный человек, хоть и незаметный (а может, невольный режиссёр судеб?)
99
Пусть меня и сочтут за сумасшедшего, но я бы запросто, как Виктор Гюго обрил бы полголовы, предварительно запасся на несколько месяцев крупами – всё это для того, чтобы уйти от соблазнов жизни и дописать роман! Так я хотел сделать, но когда выстриг клок волос около виска, меня взяла оторопь: зачем себя изуродовал? Наоборот, наверное, для написания романа надо воспринимать себя без изъянов, может быть, даже почувствовать в себе что-то байроническое!.. И в этом нет никакого фарса, это тоже творческий акт!.. (Как бы мне хотелось думать, что в этом фрагменте – новый метод, метод скрытого психологизма, который прорывается в моём романе… Не знаю, может быть, в этом методе соединение импрессионизма, психологического анализа и экзистенциализма?.. Но это только предположение, всё гораздо глубже.)
100
Хромота его, казавшаяся важной, теперь была смешной…
101
Даже самые прекрасные женщины в некоторые моменты жизни бывают просто несносны…
102
Неважно, в каких башмаках ходил Бетховен, важно – что он после себя оставил! А вот для женщины очень и очень важно, в каких ты ходишь башмаках. Бетховен ты или нет – это для неё часто настолько второстепенно… Башмаки – это да! На них (презренной прозе) сосредоточены все её переживания…
103
Отношения с женщинами строятся на таких фантастических нюансах, что не хватит никакой фантазии их предвосхитить…
104
"У меня нирвана, я тусуюсь сама с собой" – так может себе позволить отказать вам в танце прелестная женщина, и вы не обидитесь, а только восхититесь ею! Или: "Между прочим, эту туго соображающую "тыкву" посещают великие мысли!"– и это звучит гениально в устах милой женщины!
105
Я люблю в ней всё, даже её холодность, ни в одной другой женщине я этого не мог терпеть, злился и страдал, не находил себе места, но её холодность иного свойства – в ней, я знаю, ростки будущей великой страсти, невероятной душевной тепло-ты и гениальной любви!
106
Любимая женщина – это царица и гений, и каждый её каприз для меня свят!
107
Негодяй хранил все бумаги в папочке, как порядочный, как прямо специалист государственного свойства.
108
"Вы сами хотели риска, вот я вас и обманул!" – изумительная логика мошенника!
109
Если мы, настоящие, непримиримые со злом честные люди, уедем, останется же всякая сволочь, которая задушит страну!
110
В своих коротких стихах он предвосхитил современное фрагментарное восприятие мира. Он называл их "миниатюрами".
111
"Я прочитал ваш рассказ. Вы будете знамениты, конечно, не завтра".
"Наверное, послезавтра!" – отозвался я шутя.
Мой собеседник рассмеялся на мою реплику.
112
Самый гениальный роман – это жизнь!
(На этом я пока прощаюсь со своими записками, но я к ним ещё вернусь.)
© "Вольный Лист" №4`10
© Игорь Егоров